Предметом внеплановой проверки являются:
- контроль над исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате планового мероприятия по государственному экологическому контролю;
- получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред окружающей среде;
- возникновения угрозы загрязнения окружающей среды;
- обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного экологического контроля, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.
Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:
- проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
- проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
- проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
- предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
- приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
- привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- осуществлять иные определенные законодательством полномочия.
Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды обязаны:
- предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
- разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;
- соблюдать требования законодательства.
Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при проведении мероприятий по государственному экологическому контролю не вправе:
- проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного экологического контроля;
- осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
- требовать представление документов и информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
- требовать о проведении отбора проб без оформления соответствующего акта об отборе образцов по установленной форме;
- распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по государственному экологическому контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
- превышать установленные сроки проведения мероприятий по государственному экологическому контролю.
При проведении мероприятий по государственному экологическому контролю государственные инспектора в области охраны окружающей среды последовательно проверяют:
- Кто конкретно несет ответственность за принятия решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду — руководитель предприятия или лицо им назначенное;
- Основные документы, характеризующие предприятие:
- свидетельство о государственной регистрации предприятия; документы на землепользование;
- виды основной деятельности; имеющиеся лицензии; структуру предприятия: основные и вспомогательные производства;
- арендаторов.
- Документы по результатам проверок предприятия органами государственного контроля:
- акты по результатам предыдущих проверок предприятия; предписания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований природоохранного законодательства;
- протоколы об административных правонарушениях, постановления на приостановку объектов, цехов, производств, и разрешения на возобновление работы;
- приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок и предписаниях;
- отчеты о выполнении предписаний и актов.
- Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду:
- ежеквартальные Декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- копии платежных поручений о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
- Формы государственной статистической отчетности:
- № 18-кс "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов";
- № 2-ос "Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах";
- № 4-ос "Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах";
- № 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха";
- № 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды";
- № 2-тп (токсичные отходы) "Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления";
- Документы по охране атмосферного воздуха:
- приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его функциях;
- должностные инструкции для персонала обслуживающего установки очистки газа;
- паспорта на каждую установку очистки газов. Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначаемой руководством предприятия.
- по результатам осмотра составляется прилагаемый к паспорту установки акт. Кроме того, установки очистки газов должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы проектным параметрам не реже одного раза в год, а при изменении режима технологического оборудования, ремонта и реконструкции установки в течение трех месяцев;
- результаты проверок также оформляются актом и заносятся в паспорт; план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования; инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;
- приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов; график планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа. первичную учетная документация по охране атмосферного воздуха:
- ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик";
- ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха";
- ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".
- Норматив допустимых выбросов, установленный органами в области охраны окружающей среды сроком на 5 лет или лимиты на выбросы загрязняющих веществ;
- план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах);
- план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
- ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу; ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов;
- технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля. документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) включает в себя:
- приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения мероприятий по снижению выбросов; журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии;
- план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загрязняющих атмосферу.
- Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств включает в себя:
- журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств; журнал ежедневного расхода горючего; журнал пройденного километража; журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;
- журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.
- Документы по охране поверхностных вод от загрязнения:
- приказ по предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений и о его функциях; должностные инструкции для персонала обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения; должностные инструкции для персонала обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
- порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды; балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям;
- паспорта на очистные сооружения; планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений;
- инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений; журналы учета работы очистных сооружений;
- производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуатации оборудования очистных сооружений;
- график планово-предупредительного (текущего) ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений. первичную учетную документацию по использованию воды:
- № ПОД-11 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами";
- № ПОД-12 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами";
- № ПОД-13 "Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод";
- Документацию, подтверждающую право предприятия на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:
- норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС) или на временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам;
- схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты;
- план мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами; ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ; ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов;
- ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля;
- ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств.
- Документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта включает в себя:
- План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта;
- План мероприятий на случай загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами, в случае забора поверхностных вод этого водного объекта.
- Документы по обращению с отходами производства и потребления:
- приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами; приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами на обучение или переподготовку;
- договора на размещение отходов, на прием отходов от других организаций; свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т. д.);
- план проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды, перечень отходов образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов);
- результаты определения класса опасности образовавшихся отходов; паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
- лицензия на деятельности по обращению с опасными отходами; свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами; норматив образования отходов и лимиты на их размещение:
- лимит на размещение отходов; мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления;
- ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.
- Документы лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду:
- положение о лаборатории, ее паспорт, свидетельства о поверке средств измерений органами государственной метрологической службы, паспорта на государственные стандартные образцы состава и свойств контролируемых объектов, результаты внутреннего и внешнего контроля качества выполняемых измерений, акты отбора проб и журналы их регистрации, аттестованные методики выполнения измерений;
- журналы результатов контроля воздействий на окружающую среду.
В отсутствии собственной лаборатории, проверяется договор на выполнение соответствующих работ с аккредитованной лабораторией.