Налог на мусор

«Налог на мусор» подразумевает не введение нового налога, для пополнения бюджета, а изменение расчетов себестоимости тарифа на услуги по обезвреживаю и размещению отходов.

Федеральным законом №458-ФЗ (ред. от 31.12.2017г.) были внесены поправки в Федеральный закон №89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления», которые устанавливают, что с каждой тонны отходов, произведённых природопользователями, в результате их хозяйственной деятельности, в пользу государства выплачивается плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы полигонов ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению, обезвреживанию и переработке.

Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.

Стоит отметить, что плата за негативное воздействие на окружающую среду не является новое мерой. Она существовала и ранее. Однако сам алгоритм её начисления, а так же размеры ставок претерпели существенные изменения.

Так Постановлением Правительства РФ от 13.09.2016 N 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" были утверждены новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на период с 2016 по 2018 года, которые  свою очередь, в сравнении со ставками 2014-2015 годов, подверглись значительному росту.

Изменения, внесенные Федеральным законом №458-ФЗ, четко дают понять, что с момента появления Регионального оператора вся сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду ложится на его плечи, что в свою очередь непременно приведет к повышению коммунальных тарифов за вывоз и захоронение твердых коммунальных отходов. Об этом, собственно и говорится в п.9 ст. 23 Федерального закона №89-ФЗ  «Об отходах производства и потребления», а именно:

«Расходы на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.»

При проведении анализа действующих (утвержденных) тарифов на захоронение ТКО по некоторым субъектам Российской Федерации за 2017-2018 гг. (табл.1) рост тарифов становится очевидным.

Анализ действующих (утвержденных) тарифов на захоронение ТКО  по субъектам РФ на 2017-2018 год.

Субъект РФ

Единица изм.

Тариф на утилизацию ТКО  в 2017 г.

Тариф на захоронение ТКО  в 2018 г.

% увеличения "+"   (уменьшения "-")  тарифа в 2018 г. по отношению к базовому (2017г.)

1

Алтайский край

руб/м³

53,32

203,81

282,3

руб/т

266,58

1019,1

2

Республика Алтай

руб/м³

178,98

188,68

5,5

руб/т

918,02

968,15

3

Омская область

руб/м³

89,57

174,51

94,8

руб/т

447,85

872,55

4

Новосибирская область

руб/м³

39,47

42,86

8,6

руб/т

234,3

254,59

5

Томская область

руб/м³

112,4

125,32

11,2

руб/т

801,59

890,00

Примечание: тарифы по краю, области приведены усредненные.

В среднем по регионам сумма на захоронение 1 тонны отходов составляет порядка 900 рублей, а всего год назад сумма была равна 750 рублям. Значительный рост тарифа отмечается в таких регионах как Алтайский край и Омская область, что, вероятно, обуславливается достаточно активной работой надзорных органов, профильных министерств и ведомств субъектов, а так же отраслевых предприятий (собственники владельцы полигонов). Стоит отметить, что на территории данных регионов операторы по обращению с ТКО не определены.

Хотелось бы так же обратить внимание хозяйствующих субъектов на несколько требований предъявляемых к полигонам при передачи им отходов;

- наличие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности

- наличие приказа о внесении полигона в Государственный реестр объектов размещения отходов.

Соблюдения приведенных выше основных требований поможет избежать 5-ти кратного увеличения платы негативное воздействие на окружающую среду.

Для своевременной оплаты и сдачи отчетности за негативное воздействие на окружающую среду наше Учреждение поможет вам в формате консультации с юридической стороны и соблюдением всех нюансов закона.