Закрытое акционерное общество «Ванкорнефть» (далее – Общество) обратилось в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю (далее – Управление) с заявлением от 23.07.2014 об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР).

Приказом Управления от 04.09.2014 № 1270 Обществу было отказано в утверждении НООЛР в связи с наличием недостоверной информации в составе представленных документов, а именно: в представленном на утверждение проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР) имеются материалы обоснования класса опасности отхода «буровой шлам», в соответствии с которыми вышеуказанному отходу присвоен V класс опасности для окружающей среды. Однако, согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 18.07.2014 № 445, отход «буровой шлам» отнесен к IV классу опасности. Таким образом, Управлением было выявлено несоответствии класса опасности отхода, указанного в ПНООЛР, с классом опасности этого вида отходов, установленным ФККО.

Общество обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным приказа Управления об отказе в утверждении НООЛР.

В материалы дела Управление дополнительно представило документы, полученные в рамках проверки, проводимой в отношении Общества Красноярской природоохранной прокуратурой в августе 2014 года. В ходе названной проверки на основании результатов анализа отобранных проб производился расчёт, согласно которому отходы «буровой шлам» были отнесены к IV классу опасности.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 июня 2015 года заявленные требования Общества удовлетворены. Суд пришел к выводу, что у Управления отсутствовали основания для отказа Обществу в утверждении НООЛР исходя из следующего:

  • Общество правомерно, руководствуясь приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50, подтвердило V класс опасности отходы «буровой шлам» надлежащим образом;
  • У Управления отсутствует возможность отнесения отхода к конкретному классу опасности в ходе процедуры рассмотрения документов в целях утверждения НООЛР.


Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда, оставленным в силе судом кассационной инстанции, решение Арбитражного суда Красноярского края отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества по следующим основаниям:

  • при решении вопроса об утверждении НООЛР подлежит применению ФККО;
  • абзацем 9 статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлена презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, что доказывает факт относимости спорного отхода Общества к IV классу опасности;
  • при принятии решения об утверждении НООЛР возможно учитывать документы, полученные, в том числе, в ходе надзорных мероприятий, так как приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 не исключает данную возможность;
  • отсутствие в оспариваемом приказе ссылок на документы, на основании которых Управление пришло к соответствующему выводу, не свидетельствует о неправомерности решения, так как приказ Минприроды России от 25.02.2010 № 50 не обязывает указывать данные, на основании которых уполномоченный орган пришел к тому или иному решению.