Федеральный закон от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» были внесены изменения, направленные на совершенствование организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности (в том числе твердых коммунальных отходов).

Изменения, отраженные в Федеральном законе от 29.12.2014 г. № 458-ФЗ проявятся в перераспределении полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов Российской Федерации с целью совершенствования нормативно-правового регулирования.

Данные изменения вызваны в связи с неспособностью органов местного самоуправления организовать систему вторичной переработки отходов в субъектах Российской Федерации.

Ряд изменений, отраженных в Федеральном законе от 29.12.2014 г.  

№ 458-ФЗ (с изм. от 28.11.2015 г.)

Редакция от 29.12.2014 г.

Редакция от 28.11.2015 г.

абз. 3, п. 4, ст. 1

К полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.

абз. 4, п. 6, ст. 1

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

абз. 2, п/п. «а», п. 2, ст. 9

К вопросам местного значения городских, сельских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских, сельских поселений.

К вопросам местного значения городских поселений относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселениях.

Кроме того каждый субъект Российской Федерации обязан провести конкурс на выбор регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО), который будет отвечать за утилизацию мусора по заключенному договору с собственниками жилого дома.

Таким образом, всем субъектам Российской Федерации необходимо провести подготовку и приступить к реализации Федерального закон № 458-ФЗ в рамках изменений Федерального закона «Об отходах производства и потребления» с 1 января по 31 декабря 2016 года.

В настоящее время проводятся, и будут проводиться в следующем году конференции, совещания, круглые столы по вопросам реализации вышеуказанных изменений.

Следует отметить такие субъекты Российской Федерации, как Республику Татарстан, Омскую область и Алтайский край, которые уже начали вести активную работу по реализации данных изменений, внесли изменения в региональные законодательные акты в области обращения с отходами. Органы исполнительной власти данных регионов активно взаимодействуют с существующими представителями данной отрасли, информируют общественность и население об ожидаемых изменениях.