Предметом внеплановой проверки являются:

  • контроль над исполнением предписаний об устранении нарушений, выявленных в результате планового мероприятия по государственному экологическому контролю;
  • получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред окружающей среде;
  • возникновения угрозы загрязнения окружающей среды;
  • обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.

Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного экологического контроля, не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.

Государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке:

  • проверять соблюдение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды;
  • проверять соблюдение требований, норм и правил в области охраны окружающей среды при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации производственных и других объектов;
  • проверять выполнение требований, указанных в заключении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении;
  • предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выявленных при осуществлении государственного экологического контроля;
  • приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в области охраны окружающей среды;
  • привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • осуществлять иные определенные законодательством полномочия.

Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды обязаны:

  • предупреждать, выявлять и пресекать нарушение законодательства в области охраны окружающей среды;
  • разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности;
  • соблюдать требования законодательства.

Государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при проведении мероприятий по государственному экологическому контролю не вправе:

  • проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного экологического контроля;
  • осуществлять плановые проверки в случае отсутствия должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  • требовать представление документов и информации, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  • требовать о проведении отбора проб без оформления соответствующего акта об отборе образцов по установленной форме;
  • распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по государственному экологическому контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • превышать установленные сроки проведения мероприятий по государственному экологическому контролю.

При проведении мероприятий по государственному экологическому контролю государственные инспектора в области охраны окружающей среды последовательно проверяют:

  1. Кто конкретно несет ответственность за принятия решений при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, которая оказывает или может оказывать негативное воздействие на окружающую среду — руководитель предприятия или лицо им назначенное;
  2. Основные документы, характеризующие предприятие:
    • свидетельство о государственной регистрации предприятия; документы на землепользование;
    • виды основной деятельности; имеющиеся лицензии; структуру предприятия: основные и вспомогательные производства;
    • арендаторов.
  3. Документы по результатам проверок предприятия органами государственного контроля:
    • акты по результатам предыдущих проверок предприятия; предписания органов государственного экологического контроля об устранении нарушений требований природоохранного законодательства;
    • протоколы об административных правонарушениях, ­постановления на приостановку объектов, цехов, производств, и разрешения на возобновление работы;
    • приказы по предприятию и планы мероприятий по устранению нарушений, установленных в актах проверок и предписаниях;
    • отчеты о выполнении предписаний и актов.
  4. Документы, подтверждающие внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду:
    • ежеквартальные Декларации о внесении платы за негативное воздействие на окружающую среду;
    • копии платежных поручений о перечислении платы за негативное воздействие на окружающую среду.
  5. Формы государственной статистической отчетности:
    1. № 18-кс "Сведения об инвестициях в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов";
    2. № 2-ос "Сведения о выполнении водоохранных работ на водных объектах";
    3. № 4-ос "Сведения о текущих затратах на охрану природы, экологических и природоресурсных платежах";
    4. № 2-тп (воздух) "Сведения об охране атмосферного воздуха";
    5. № 2-тп (водхоз) "Сведения об использовании воды";
    6. № 2-тп (токсичные отходы) "Об образовании, поступлении, использовании и размещении токсичных отходов производства и потребления";
  6. Документы по охране атмосферного воздуха:
    1. приказ по предприятию о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание установок очистки газа и о его функциях;
    2. должностные инструкции для персонала обслуживающего установки очистки газа;
    3. паспорта на каждую установку очистки газов. Установки очистки газа должны подвергаться осмотру для оценки их технического состояния не реже одного раза в полугодие комиссией, назначаемой руководством предприятия.
    4. по результатам осмотра составляется прилагаемый к паспорту установки акт. Кроме того, установки очистки газов должны подвергаться проверке на соответствие фактических параметров работы проектным параметрам не реже одного раза в год, а при изменении режима технологического оборудования, ремонта и реконструкции установки в течение трех месяцев;
    5. результаты проверок также оформляются актом и заносятся в паспорт; план работ по проверке эффективности газоочистного оборудования; инструкции по эксплуатации и обслуживанию установок очистки газа;
    6. приказ о порядке ведения журналов учета работы установок очистки газов; график планово-предупредительного (текущего) ремонта установок очистки газа. первичную учетная документация по охране атмосферного воздуха:
      • ПОД-1 "Журнал учета стационарных источников загрязнения и их характеристик";
      • ПОД-2 "Журнал учета выполнения мероприятий по охране атмосферного воздуха";
      • ПОД-3 "Журнал учета работы газоочистных и пылеулавливающих установок".
  7. Норматив допустимых выбросов, установленный органами в области охраны окружающей среды сроком на 5 лет или лимиты на выбросы загрязняющих веществ;
    • план-график контроля на предприятии за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов и на контрольных точках (постах);
    • план мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с целью достижения нормативов ПДВ;
    • ежегодное разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферу; ежегодная пояснительная записка о неизменности количества источников выбросов загрязняющих веществ, качественного и количественного состава выбрасываемых веществ, неизменности технологического процесса, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов, сохранения объемов выпускаемой продукции, определенных на год разработки и установления нормативов допустимых выбросов;
    • технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух согласно плану-графику контроля. документация по реализации мероприятий по временному сокращению выбросов загрязняющих веществ объекта в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) включает в себя:
      1. приказ руководителя предприятия о порядке перехода в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) на заданные режимы с указанием ответственных лиц за проведение мероприятий по предприятию, производствам, цехам, участкам и иным объектам, а также лиц ответственных за организацию приема оповещения и введения меро­приятий по снижению выбросов; журнал регистрации приема предупреждений о НМУ от органа Росгидромета на предприятии;
      2. план мероприятий по предупреждению аварийных выбросов загряз­няющих атмосферу.
  8. Документация по охране атмосферного воздуха при эксплуатации автотранспортных средств включает в себя:
    1. журнал ежедневного учета использования автотранспортных средств; журнал ежедневного расхода горючего; журнал пройденного километража; журнал записи результатов проверок автомобилей с бензиновыми двигателями на соответствие экологическим требованиям;
    2. журнал учета измерений дымности при проверке автомобилей с дизельными двигателями.
  9. Документы по охране поверхностных вод от загрязнения:
    • приказ по предприятия о назначении лица, ответственного за эксплуатацию и обслуживание сетей водных коммуникаций и очистных сооружений и о его функциях; должностные инструкции для персонала обслуживающего водные коммуникации и очистные сооружения; должностные инструкции для персонала обслуживающего контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды;
    • порядок проведения государственной аттестации контрольно-измерительную аппаратуру по определению качества забираемой и сбрасываемой в водный объект воды; балансовая схема прямоточного и оборотного водоснабжения и водоотведения с указанием и нумерацией мест измерения забора (приема) и сброса воды, а также точек передачи ее другим потребителям;
    • паспорта на очистные сооружения; планы работ по проверке эффективности работы очистных сооружений;
    • инструкции по эксплуатации и обслуживанию очистных сооружений; журналы учета работы очистных сооружений;
    • производственные инструкции завода-изготовителя по эксплуата­ции оборудования очистных сооружений;
    • график планово-предупредительного (текущего) ремонта водных коммуникаций и очистных сооружений. первичную учетную документацию по использованию воды:
      • № ПОД-11 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) водоизмерительными приборами и устройствами";
      • № ПОД-12 "Журнал учета водопотребления (водоотведения) косвенными методами";
      • № ПОД-13 "Журнал учета качества сбрасываемых сточных вод";
  10. Документацию, подтверждающую право предприятия на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду:
    1. норматив на предельно допустимый сброс веществ (ПДС) или на временно согласованный сброс веществ (ВСС), поступающих в водный объект со сточными водами по выпускам;
    2. схема-график аналитического контроля за работой очистных сооружений, соблюдением нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами и влиянием их на водные объекты;
    3. план мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами; ежегодное разрешение на сброс загрязняющих веществ; ежегодная пояснительная записка, содержащая в себе информацию о неизменности технологических процессов, расхода и номенклатуры используемого сырья и материалов и сохранения объемов выпускаемой продукции, определенной на год разработки и установления нормативов допустимых сбросов;
    4. ежегодный технический отчет по контролю за соблюдением установленных нормативов сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, в соответствии со схемой-графиком контроля;
    5. ежегодный отчет о выполнении Плана мероприятий по достижению нормативов допустимого сброса загрязняющих веществ в окружающую среду со сточными водами, с указанием освоенных средств.
  11. Документация по реализации мероприятий на случай экстремального загрязнения водного объекта включает в себя:
    1. План ликвидации аварий на случай загрязнения водного объекта;
    2. План мероприятий на случай загрязнения водного объекта другими предприятиями или судами, в случае забора поверхностных вод этого водного объекта.
  12. Документы по обращению с отходами производства и потребления:
    • приказ о назначении лиц, допущенных к работе с опасными отходами; приказ о направлении лиц, допущенных к работе с опасными отходами на обучение или переподготовку;
    • договора на размещение отходов, на прием отходов от других организаций; свидетельство о регистрации объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов (для индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, имеющих на своем балансе или осуществляющих эксплуатацию объектов захоронения или длительного хранения отходов (полигоны, шламохранилища, хвостохранилища, иловые карты, золоотвалы и т. д.);
    • план проводимых (планируемых) мероприятий по снижению влияния образующихся отходов на состояние окружающей среды, перечень отходов образующихся на предприятии (учет отходов ведется с использованием федерального классификационного каталога отходов);
    • результаты определения класса опасности образовавшихся отходов; паспорта опасных отходов, с указанием кода отхода согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО);
    • лицензия на деятельности по обращению с опасными отходами; свидетельства (сертификаты) на право работы с опасными отходами для лиц, допущенных к деятельности по обращению с опасными отходами; норматив образования отходов и лимиты на их размещение:
      1. лимит на размещение отходов; мероприятия по наблюдению за состоянием окружающей среды на объектах (местах) хранения, захоронения отходов и о периодичности их осуществления;
      2. ежегодные технические отчеты о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.
  13. Документы лаборатории предприятия по контролю воздействий на окружающую среду:
    • положение о лаборатории, ее паспорт, свидетельства о поверке средств изме­рений органами государственной метрологической службы, паспорта на государственные стандартные образцы состава и свойств контролируемых объектов, результаты внутреннего и внешнего контроля качества выполняемых измерений, акты отбора проб и журналы их регистрации, аттестованные методики выполнения измерений;
    • журналы результатов контроля воздействий на окружающую среду.

В отсутствии собственной лаборатории, проверяется договор на выполнение соответствующих работ с аккредитованной лабораторией.

Обратная связь

карта сайтаРазработка сайта - AE Studio
Яндекс.Метрика