23.09.2016 вступило в силу постановление Правительства РФ № 913 [1], утвердившее новые ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС), применяемые для исчисления платы за 2016 г. Одновременно признаны утратившими силу нормативы платы, утверждённые постановлением Правительства РФ № 344 [2].

При этом у многих предприятий имеется действующая разрешительная документация с установленными нормативами допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ, ставки платы в отношении которых не утверждены постановлением Правительства РФ № 913 [1].

В связи с этим следует обратить внимание на следующее.

1. С 01.01.2016 вступили в силу нормы Федерального закона № 7-ФЗ [3] (п. 3 ст. 16.2, п. 1 ст. 16.3), предусматривающие, что плата за НВОС должна вноситься по каждому загрязняющему веществу, включённому в перечень, определяемый Правительством РФ.

Данный перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, был утверждён распоряжением Правительства РФ от 08.06.2015 № 1316-р [4] (далее – Перечень № 1316-р).

Вступившее в силу постановление Правительства РФ № 913 [1] предусматривает ставки платы за выбросы, сбросы только тех веществ, которые включены в Перечень № 1316-р.

При определении платёжной базы учитываются объём и (или) масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ в пределах нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), нормативов допустимых сбросов (НДС), временно разрешённых выбросов, временно разрешённых сбросов, превышающие та кие нормативы выбросы и сбросы (п. 4 ст. 16.2 Федерального закона № 7-ФЗ [3]).

С 01.01.2019 вступит в силу норма Федерального закона № 7-ФЗ [3] о том, что нормативы допустимых выбросов и сбросов рассчитываются только в отношении загрязняющих веществ, включённых в Перечень № 1316-р.

При этом Минприроды России было издано письмо от 03.10.2016 № 12-44/26024, в котором Министерством выражена позиция, что, поскольку нормирование в области охраны окружающей среды является мерой государственного регулирования, при нормировании выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух целесообразно руководствоваться Перечнем № 1316-р.

В отношении нормирования сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты аналогичные разъяснения отсутствуют.

Напоминаем, что письма федеральных органов исполнительной власти не устанавливают обязательных требований. Однако в связи с наличием указанных разъяснений Минприроды России возможно формирование практики установления нормативов выбросов уже в настоящее время только в отношении загрязняющих веществ, включённых в Перечень № 1316-р.

2. Имеющаяся в настоящее время у предприятий разрешительная документация разработана без учёта Перечня № 1316-р.

Следует отметить, что ПДВ определяются исходя из гигиенических нормативов качества атмосферного воздуха (предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест, утверждённых ГН 2.1.6.1338-03 [5]; ориентировочных безопасных уровней воздействия загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест, утверждённых ГН 2.1.6.2309-07 [6]), а также исходя из экологических нормативов качества атмосферного воздуха, если такие нормативы утверждены для какой-либо территории.

НДС разрабатываются на основе нормативов качества воды водных объектов (ПДК вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, утверждённых приказом Росрыболовства № 20 [7]; ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, утверждённых ГН 2.1.5.1315-03 [8]).

В настоящее время нормативы качества как в отношении выбросов, так и в отношении сбросов загрязняющих веществ установлены по гораздо большему числу загрязняющих веществ, чем указано в Перечне № 1316-р, для которых постановлением Правительства РФ № 913 [1] определены ставки платы.

В частности, ГН 2.1.6.1338-03 [5] установлены ПДК более чем 600 загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест, приказом Росрыболовства № 20 [8] – ПДК более чем 1 000 вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения.

При этом в постановлении Правительства РФ № 913 [1] установлены ставки платы за выбросы в атмосферный воздух 159 загрязняющих веществ, за сбросы в водные объекты – также 159 загрязняющих веществ.

Кроме того, в отношении нормирования выбросов до 05.06.2016 действовал приказ Минприроды России № 579 [9], которым были утверждены:

  • Порядок установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учёту и нормированию (далее – Порядок);
  • Перечень вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учёту и нормированию (далее – Перечень).

Согласно Порядку государственному учёту и нормированию подлежали загрязняющие вещества, указанные в Перечне, а также вещества, не включённые в Перечень, но соответствующие приведённым в Порядке критериям.

Следует отметить, что данный Перечень не соответствует Перечню № 1316-р. Поскольку постановление Правительства РФ № 913 [1] разработано с учётом Перечня № 1316-р, часть загрязняющих веществ, указанных в постановлении Правительства РФ № 344 [2], не вошла в постановление Правительства РФ № 913 [1] (в связи с отсутствием в Перечне № 1316-р) и соответственно ставки платы по ним не определены.

Следовательно, за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, на которые у предприятия имеется разрешительная документация, но по которым теперь отсутствуют ставки платы, с 2016 г. плата не взимается.

Следует обратить внимание, что при исчислении платы не могут быть использованы ставки, установленные для других загрязняющих веществ.

В частности, не подлежат использованию ставки платы для загрязняющих веществ, обладающих схожими характеристиками с веществами, отсутствующими в постановлении Правительства РФ № 913 [1].

Ранее при предъявлении администраторами платы за НВОС требований о внесении платы в отношении загрязняющих веществ, не указанных в постановлении Правительства РФ № 344 [2], но обладающих схожими характеристиками с включёнными в данное постановление веществами, данные требования признавались судами неправомерными.

Так, решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 31.01.2014 по делу № А75-2131/2013 было признано незаконным требование Управления Росприроднадзора о взыскании с Общества платы за НВОС в части выбросов таких загрязняющих веществ, как пыль абразивная (корунд белый) и пыль резинового вулканизатора. При принятии данного решения суд руководствовался тем, что постановлением Правительства РФ № 344 [2], которым ранее были установлены ставки платы за НВОС, для данных загрязняющих веществ соответствующие ставки не определены. При этом суд указал, что применение ставок платы, установленных постановлением Правительства РФ № 344 [2], к иным загрязняющим веществам, обладающим схожими характеристиками, неправомерно.

Таким образом, при определении размера платы за НВОС по итогам 2016 г., подлежащей внесению не позднее 01.03.2017, необходимо иметь в виду, что в платёжную базу для исчисления платы включаются объёмы или массы выбросов, сбросов только тех загрязняющих веществ, по которым установлены ставки платы.

Документы:

  1. Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах».
  2. Постановление Правительства РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе через централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления».
  3. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
  4. Распоряжение Правительства РФ от 08.06.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».
  5. ГН 2.1.6.1338-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест».
  6. ГН 2.1.6.2309-07 «Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населённых мест».
  7. Приказ Росрыболовства от 18.01.2010 № 20 «Об утверждении нормативов качества воды водных объектов рыбохозяйственного значения, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения».
  8. ГН 2.1.5.1315-03 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования».
  9. Приказ Минприроды России от 31.12.2010 № 579 «О Порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учёту и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учёту и нормированию» (утратил силу).

Источник: Юридический центр промышленной экологии И.Б.Петров

Навигация по разделу

Обратная связь

карта сайтаРазработка сайта - AE Studio
Яндекс.Метрика