С 2015 г. судебная практика формируется так, что при отсутствии ежегодного технического отчёта нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, утверждённые на 5 лет, считаются недействующими. Соответственно плата за негативное воздействие на окружающую среду должна рассчитываться с применением пятикратного повышающего коэффициента.

В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов для индивидуальных предпринимателей (ИП) и юридических лиц (ЮЛ), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (НООЛР). Такие хозяйствующие субъекты (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) согласно ст. 18 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» [1] разрабатывают проект НООЛР.

НООЛР утверждаются сроком на 5 лет при условии ежегодного представления ИП и ЮЛ технического отчёта, разрабатываемого в соответствии с п. 12 Порядка № 50 [2] и с Методическими указаниями № 349 [3] (см. схему).

Представление технического отчёта по обращению с отходами

При этом норма п. 12 Порядка № 50 [2] сформулирована таким образом, что из её буквального толкования следует: НООЛР утверждаются на срок 5 лет при условии ежегодного представления хозяйствующим субъектом технического отчёта.

В свою очередь, отсутствие утверждённых НООЛР влечёт за собой необходимость применения к расчёту платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее – плата за НВОС) пятикратного повышающего коэффициента как за сверхлимитное размещение отходов (пп. 5, 6 Порядка определения платы [4]).

С 2015 г. судебная практика складывается таким образом, что непредставление технического отчёта влечёт за собой следующие последствия: НООЛР, утверждённые на 5 лет, считаются недействующими и это является основанием для расчёта платы за НВОС с применением пятикратного повышающего коэффициента.

В Определении от 22.06.2015 № 308-ЭС15-5752 Верховный Суд РФ признал правильными выводы судов нижестоящих инстанций, согласно которым в связи с непредставлением [Обществом] технических отчётов плата за размещение отходов должна рассчитываться как сверхлимитная.

Данное Определение используется судами нижестоящих инстанций.

Так, в постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 № А33-4078/2015 со ссылкой на Определение Верховного Суда РФ от 22.06.2015 № 308-ЭС15-5752 указано, что Управлением Росприроднадзора правомерно произведён расчёт задолженности платы за НВОС как сверхлимитной, поскольку технические отчёты за 2013 и 2014 гг. ответчиком в управление не представлялись и соответственно лимиты перестали быть действующими.

Вместе с тем в соответствии с п. 11 ранее действовавших Правил разработки и утверждения НООЛР [5] при отсутствии технического отчёта до окончания отчётного года деятельность ИП и ЮЛ в области обращения с отходами могла быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

При этом никакой отдельной процедуры законодательством предусмотрено не было. Кроме того, до 03.02.2015 не был определён срок для представления технического отчёта (соответствующие изменения были внесены в Порядок № 50 [2] приказом Минприроды России № 338 [6], который вступил в силу 25.07.2014).

В связи с указанным ранее (вплоть до принятия Определения Верховного Суда РФ от 22.06.2015 № 308-ЭС15-5752) судебная практика складывалась в пользу предприятий (решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.07.2013 по делу № А40-45709/2013 – оставлено без изменений в апелляционной инстанции; решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18.01.2011 по делу № А71-10691/2011 – не пересматривалось; решение Арбитражного суда Свердловской области от 09.10.2013 по делу № А60-28743/2013 – оставлено без изменений в апелляционной инстанции; решение Арбитражного суда г. Москвы от 03.09.2012 № А40-72558/2012 – не пересматривалось).

Например, в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2014 № А44-4656/2013 (оставлено без изменений в кассационной инстанции, отказано в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ) суд указал, что, определяя в качестве условия установления НООЛР ежегодное подтверждение неизменности производственного процесса, Порядок № 50 [2] не устанавливает правила исполнения данного условия, ответственности за его неисполнение, не определяет порядок расчёта платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае несоблюдения такого условия.

Это свидетельствует об отсутствии правового регулирования порядка расчёта платы за сверхлимитное размещение отходов в том случае, когда лимиты на размещение утверждены хозяйствующему субъекту на 5 лет, их превышение не зафиксировано, но имеет место отсутствие подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья.

Таким образом, правовых оснований для применения пятикратного повышающего коэффициента не имеется, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности за непредставление технических отчётов.

Аналогичные выводы содержатся в решении Арбитражного суда Смоленской области от 07.08.2015 по делу № А62-4388/2015 (не пересматривалось).

Необходимо также отметить, что непредставление или несвоевременное представление технического отчёта влечёт риск привлечения к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ [7] – административный штраф для ИП – от 10 тыс. до 30 тыс. руб.; для ЮЛ – от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 сут.

Возможность привлечения к административной ответственности по данной статье подтверждается судебной практикой (решение Арбитражного суда Самарской области от 07.03.2014 по делу № А55-23427/2013 – оставлено без изменений в апелляционной и кассационной инстанциях, решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.01.2015 по делу № А40-200394/2014 – отменено в апелляционной инстанции в связи с отсутствием у должностного лица, вынесшего постановление о привлечении к административной ответственности, соответствующих полномочий).

Документы

  1. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (в ред. от 29.12.2015).
  2. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённый приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014).
  3. Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённые приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349.
  4. Порядок определения платы и её предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утверждённый постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 (в ред. от 26.12.2013).
  5. Правила разработки и утверждения НООЛР, утверждённые постановлением Правительства РФ от 16.06.2000 № 461 (утратили силу 21.02.2011).
  6. Приказ Минприроды России от 25.07.2014 № 338 «О внесении изменений в Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждённый приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50».
  7. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (с изм. и доп.).

Источник: Журнал «Экология производства» № 5, 2016 г.

Навигация по разделу

Обратная связь

карта сайтаРазработка сайта - AE Studio
Яндекс.Метрика