Нередко региональные нормативные акты включают требования о внесении платы абонентами сетей водоотведения за так называемый «неразрешённый» сброс. Однако с учётом взимания платы за негативное воздействие на работу ЦСВ такие платежи являются незаконными.

В связи с реформой законодательства о водоснабжении и водоотведении были выделены две категории абонентов организаций ВКХ:

  • абоненты, для объектов которых устанавливаются НДС, и которые самостоятельно должны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду (далее – крупные абоненты);
  • абоненты, для объектов которых НДС не устанавливаются (далее – малые абоненты), и которые, как и ранее, продолжают руководствоваться нормативами водоотведения по составу сточных вод, устанавливаемыми в соответствии с Правилами № 167 [1], и в случаях их превышения вносят плату в порядке, определённом органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятом во исполнение постановления Правительства РФ № 1310 [2].

Кроме того, на всех абонентов организаций ВКХ (независимо от категории) распространяются требования Правил № 644 [3] о внесении в установленных случаях платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения (ЦСВ).

Соответственно законодательством о водоснабжении и водоотведении, в числе прочих, выделяются три вида платежей, взимаемых с абонентов:

  • плата за негативное воздействие на окружающую среду (в отношении крупных абонентов);
  • плата за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, которая должна была взиматься только с малых абонентов;
  • плата за негативное воздействие на работу ЦСВ, которую должны вносить как крупные, так и малые абоненты.

Вместе с тем сроки реализации крупными абонентами обязанностей по установлению НДС и соответственно внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду неоднократно переносились и в настоящее время отложены до 1 января 2019 г.

В связи с этим в законодательство о водоснабжении и водоотведении были внесены изменения, согласно которым крупные абоненты также должны руководствоваться нормативами водоотведения по составу сточных вод и платить за их превышение в порядке, предусмотренном региональными актами, принятыми во исполнение постановления Правительства РФ № 1310 [2].

Соответственно в настоящее время организации ВКХ выставляют счета за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод как малым, так и крупным абонентам.

Необходимо отметить, что в отдельных субъектах Российской Федерации порядки взимания платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод были приняты до вступления в силу Правил № 644 [3] и предусматривают, в частности, взимание платы за так называемый «неразрешённый» сброс, который в настоящее время не подлежит оплате в порядке, установленном органом субъекта Российской Федерации, и поглощается платой за негативное воздействие на работу ЦСВ.

Так, в п. 1 Правил № 167 [1] (в редакции, действовавшей до вступления в силу постановления Правительства РФ № 644 [3]), было приведено определение «неразрешённого сброса» – запрещённые к сбросу сточные воды и загрязняющие вещества, вызывающие или могущие вызвать аварии в системе канализации, причиняющие ущерб, нарушающие нормальное функционирование этой системы и ведущие к загрязнению окружающей среды.

В п. 63 Правил № 167 [3] (в указанной ранее редакции) был установлен запрет на сброс в системы коммунальной канализации сточных вод, содержащих вещества, которые могут:

  • засорять трубопроводы, колодцы, решётки или отлагаться на стенках трубопроводов, колодцев и других сооружений систем канализации;
  • оказывать разрушающее воздействие на материал трубопроводов, оборудования и других сооружений систем канализации;
  • образовывать в канализационных сетях и сооружениях пожаровзрывоопасные и токсичные газопаровоздушные смеси;
  • препятствовать биологической очистке сточных вод.

Также в данном пункте было указано, что запрещается сброс веществ или продуктов их трансформации, для которых не установлены ПДК и отсутствуют методы аналитического контроля, а также сброс веществ, соединение которых может привести к образованию веществ с неустановленными ПДК.

Соответственно запрет на осуществление «неразрешённого» сброса устанавливался в пп.1, 63 Правил № 167 [1] в целях создания условий для устойчивой и эффективной работы сетей и сооружений канализации населённых пунктов (предотвращения засорения, разрушения объектов ЦСВ, т.е. для предотвращения негативного воздействия на работу ЦСВ).

Постановлением Правительства РФ № 644 [3], регулирующим среди прочего отношения, связанные с предотвращением негативного воздействия на работу ЦСВ, пп. 1, 63 Правил № 167 [1] с 14.08.2013 были признаны утратившими силу.

Правила № 644 [3] содержат запрет на сброс абонентами в ЦСВ сточных вод, содержащих вещества (материалы), которые могут привести, в частности, к повреждению объектов ЦСВ и нарушению режима их работы, нарушению надёжности и бесперебойности работы ЦСВ.

С 16.01.2015 вступили в силу изменения, внесённые в Правила № 167 [1] и постановление Правительства РФ № 1310 [2], согласно которым защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации более не является критерием установления нормативов водоотведения по составу сточных вод, а порядки определения платы, в том числе за превышение данных нормативов, определяемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, более не должны предусматривать меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации.

Однако до сих пор в отдельных регионах действуют принятые во исполнение постановления Правительства РФ № 1310 [2] нормативные правовые акты, согласно которым в состав платы за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод включается плата за ущерб, наносимый системам канализации, в том числе вследствие «неразрешённого» сброса.

Так, в соответствии с п. 1.5 Порядка взимания платы Пермской области [4] начисление платы за сверхнормативные сбросы сточных вод зависит от величины превышения установленных нормативов сброса и производится в том числе при фактах сброса неразрешённых загрязняющих веществ и залповых сбросах сточных вод по отдельной формуле.

При этом, как следует из Правил приёма сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми [5], к сбросу в систему канализации запрещаются сточные воды, содержащие, в частности, вещества:

  • которые способны засорять трубы, колодцы, решётки или отлагаться на стенках труб, колодцев, решёток;
  • которые оказывают разрушающее действие на материал труб и элементы сооружений канализации;
  • для которых отсутствуют методы аналитического контроля, не установлены ПДК или ОБУВ.

То есть категория «неразрешённого» сброса, предусмотренная в нормативных правовых актах Пермской области, по своему содержанию соответствует «неразрешённому» сбросу, указанному в ныне недействующих пунктах Правил № 167 [3], а также негативному воздействию на работу ЦСВ, определённому в Правилах № 644 [1].

Соответственно плата за «неразрешённый» сброс, предусмотренная в Порядке взимания платы Пермской области [4], в настоящее время поглощается платой за негативное воздействие на работу ЦСВ.

Аналогичные положения о «неразрешённом» сбросе в систему ЦСВ и о взимании платы за данный вид сброса установлены в нормативных правовых актах Архангельской области [6].

Подобная ситуация с включением в региональные акты положений о плате не только за превышение нормативов водоотведения по составу сточных вод, но и за вещества, запрещённые к сбросу по причине оказываемого ими негативного воздействия на работу ЦСВ, характерна и для других субъектов Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время предъявление требований о внесении платы за «неразрешённый» сброс в рамках платы, взимаемой с абонентов в соответствии с региональными актами, принятыми во исполнение постановления Правительства РФ № 1310 [2], является неправомерным и фактически приводит к двойному обложению платой за негативное воздействие на работу ЦСВ.

Документы

  1. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утверждённые постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167 (в ред. от 05.01.2015).
  2. Постановление Правительства РФ от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов» (в ред. от 05.01.2015, с изм. от 14.10.2015).
  3. Постановление Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ» (в ред. от 14.10.2015).
  4. Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов Пермской области, утверждённый указом губернатора Пермской области от 29.08.2003 № 167.
  5. Правила приёма сточных вод в централизованную систему коммунальной канализации г. Перми, утверждённые решением Пермской городской думы от 24.12.2002 № 128 (в ред. от 26.02.2008).
  6. Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населённых пунктов Архангельской области, утверждённый постановлением Администрации Архангельской области от 09.07.2007 № 132-па (в ред. от 06.10.2009).

Источник Журнал «Экология производства», № 1, 2016 г.

Навигация по разделу

Обратная связь

карта сайтаРазработка сайта - AE Studio
Яндекс.Метрика