Как нам с вами известно, ни одно производство не обходится без вредных выбросов в атмосферный воздух. Правила, нормы и обязанности хозяйствующих субъектов регулируются 96-ым ФЗ, которые в результате своей производственно-хозяйственной деятельности осуществляют выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, тем самым оказывая негативное воздействие на окружающую среду и здоровье человека. Именно с реализацией данного закона и возникают проблемы у организаций, индивидуальных предпринимателей и предприятий (природопользователей).

Основной проблемой хозяйствующих субъектов является отсутствие проектов предельно допустимых выбросов (ПДВ), утвержденных законом установленными институтами органов государственной власти, и как следствие, отсутствие разрешения на выбросы вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, окружающую среду и здоровье человека.

У малого и среднего бизнеса проблема с реализацией вышеупомянутого закона встречается намного чаще, чем у крупных предприятий. У данной проблемы можно выделить две основные причины:

  • Первой является отсутствие необходимой экологической образованности у руководства юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
  • Второй причиной можно выделить халатное отношение и злоупотребление доверием государства - регулирующий 294 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Данную проблему нельзя оставлять без внимания, а необходимо найти качественные решения, при которых не будут создаваться дополнительные бюрократические механизмы для природопользователей. В свою очередь, необходимо создать такой механизм, при котором у добросовестных хозяйствующих субъектов повысится уровень экологических знаний, и они смогут качественно ориентироваться не только в законе № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», но и в фундаментальном законе № 7-ФЗ  «Об охране окружающей среды», а также мотивировать к исполнению недобросовестных природопользователей, злоупотребляющих доверием государства.

Решение данных вопросов лежит в плоскости внесения изменений в Федеральный закон Государственной думой и Советом Федерации. Хотя саму законодательную инициативу можно сформировать на уровне субъектов федерации.